За околицей мегаполиса куда ведут нас московские лидеры? . Часть 4

Деньги, вырученные от продажи земли, все равно куда-то надо вложить, а квартира, машина и дача на Средиземноморщине уже есть, и вообще, не в деньгах счастье. Таким образом, для максимизации прибыли землевладелец (лендлорд по-московски) должен стать девелопером. Но есть риск построить не то или не так, заработать мало или вообще пролететь.

Поэтому легче просто продать землю и заработать, однако пока не очень нужно. Точка зрения представителей девелоперских компаний: покупать нынче земельный участок по рыночной стоимости и продавать построенное через несколько лет рискованно.

Потому что при сегодняшних ценах на землю выгодны только большие проекты, а где большие проекты — там и социальная инфраструктура, включая торговые центры, больницы, школы, детсады, стадионы, собачьи парикмахерские и т. п. Как минимум, себестоимость этих объектов должна включаться в стоимость жилья. А работать в тамошней сфере услуг будет некому, поскольку от города далеко — квалифицированных наемных работников не заманишь, а местные в соседних деревнях либо сильно пьющие, либо такие же дачники. Выход — строить поселки недалеко друг от друга и в промежутках между ними этакие инфраструктурные центры для всех.

Но для этого инициаторам проектов придется договариваться, а это невозможно по причине отсутствия единого бизнес-плана. И вообще (см. выше), кто будет жить в загородном городке, где негде работать и нет консерватории?..

Почему деньги есть, а купить нечего? Промежуточное впечатление от посещения мероприятия: несмотря на то что в словах девелоперов слышался порой tono minore, в Москве живут оптимисты, уверенные в том, что соотношение спроса и предложения не изменится, источник благополучия не иссякнет и ничего не отберут, чтобы снова поделить. Кризис, в том числе плодотворных идей, не настанет, цены никогда не упадут, потому что есть универсальный путь динамичного развития: надо не только строить, надо еще эффективно рассказывать народонаселению о прелестях загородной жизни, о том, что недвижимость всегда в цене, и умело «брендить» (прошу прощения, не мы придумали этот неологизм) проекты.

Экономически популярно объясню: на новые технологии продвижения такого товара, как загородная недвижимость, сегодня делается большая ставка. Но, пока современные методы строительства находятся по ту сторону наших обширных границ, а предметы вожделений создаются рабским, а потому дешевым трудом наших бывших братьев по соцлагерю, мирно сосуществуют две концепции стоимости — древняя, основанная на старых технологиях строительства, и современная — технологии продвижения товара. Именно поэтому так сложно принять решение о покупке, даже если есть соответствующие «лишние» деньги.

P. S. Во избежание претензий должен отметить, что все вышеизложенное не является прямым цитированием услышанного, а представляет собой всего лишь точку зрения.



« Готовые к употреблению. Часть 3

Дорожает и дорожать будет! »