В краю крошечных часовен и огромных храмов. Часть 3

На самом деле «рель» — это хребет, горушка, слово, очень распространенное на Северо-Западе, бытует еще вариант «релка» (кстати, такая деревня совсем неподалеку от Рели). Когда-то местность эта относилась к Новгороду, была здесь и старая деревянная церковь, поставленная на самом высоком холме, но сгорела в 1725 году. Следующая церковь была тоже деревянной и холодной и снова сгорела — через 140 лет. В 1870 году на ее месте по проекту архитекторов И. Б. Слупского и А. Д. Фиалковского начали строить новую, уже каменную, огромную — на 800 мест, потому что в здешнем приходе числилось 19 деревень и более 3500 прихожан.

Материал возили издалека: известняк на цоколь и плиты пола — из ивангородских ломок, а также из карьера у деревни Смолеговицы, что недалеко от Молосковиц, с железнодорожной станции Молосковицы — железо, известь — аж из Никольщины (теперь это город Сланцы). Для цоколя и колонн использовали гранит местных валунов, которые таскали с полей и обтесывали возле церкви. Строительство шло 17 лет на пожертвования населения: крестьяне платили ежемесячно до трех рублей, богатые меценаты — по нескольку тысяч.

Открыли в Рели и земскую школу на 60 детей, где год обучения стоил от 30 до 50 копеек, а учебники и книги для чтения исправно доставлялись из Луги. Народ жил здесь вполне зажиточно — многие отошли от землепашества, зарабатывали извозом, нанимались в столицу в услужение.

Очень славились рельские печники. От Рели наш путь лежит все дальше на северо-восток, в сторону большого села Осьмино, которое когда-то было даже районным центром. Но до Осьмина нам встретится поворот направо — в деревню со странным названием Псоедь.

Учитывая, что недалеко лежащее Самро до революции называлось Песье, можно предположить, что в этой местности какое-то особое, сакральное отношение к собакам. Деревня Псоедь лежит в стороне от шоссе, в ней ровно одна улица из старинных домов, часовенка Димитрия Солунского с галереей и река Саба неподалеку.

Налюбовавшись домами и часовней, построенной в середине позапрошлого века, спускайтесь к мосту, только машину придется оставить перед ним.



« Оконные составляющие. Часть 2

Девелоперов ждут в лесу. Часть 2 »